Мне надо как-то следить за собой и укрощать когнитивное искажение.

Выражается оно вот в чем:
- я часто награждаю других людей своими знаниями. Я полагаю, что если это знаю даже я, то и другой человек запросто может это знать. ну или если не знает, то ему не стоит никакого труда поискать, найти, почитать, а главное понять.
- я предполагаю, что если правильно и подробно объяснить, то человек сразу все поймет и побежит делать. Ну понятно же! И я знаю, что эту иллюзию поддерживает немало моих знакомых.
- я считаю, что если предоставить человеку готовую модель, то ему ничего не стоит взять ее и применять везде где нужно и можно.
- я полагаю, что если человек мне поддакивает и выдает какие-то воспоминания/размышления из нужной области, то это признак того, что он понял, вразумился и может использовать.

Не-а.

1 - чтобы что-то узнать, человек должен хотеть знать. Если он ценности информации не понимает, то даже если наизусть выучить - все равно ничего не поймешь. Эти данные без осознания и встраивания в голову , остаются просто набором слов и не запоминаются. Использоваться попросту не могут. А чтобы встроить в голову нужно время, желание и до черта ЦП.

2 - без толку объяснять, если нет базы. Полученные данные человеку некуда встроить, модель бесполезна вообще. Если человеку надо, информацию надо выдавать мелкими кусками и долго-долго-долго. На сборку и формирование чего-нибудь нужно до черта времени.

3 - модель в голове должна создаваться самим человеком. Если этого не происходит, в лучшем случае он сможет воспользоваться указанной последовательностью. Но где она работает, как ее встроить и куда она приведет, все равно остается вне понимания. При всем желании человек даже не услышит того, что ему дают.

4 - поддакивание и воспоминания ничего не значат. Чтобы знать, куда и как поставить модель и в каком диапазоне она будет работать, нужно логически мыслить и знать условия работы. Ассоциативное воспоминание здесь вообще ничем не помогает, а только запутывает.