Я кажется поняла в чем основная суть моего когнитивного диссонанса: причина, конечно же, все в том же старом, добром, чисто человеческим методе постановки себя в центр вселенной и восприятии остального мира исключительно по отношению к себе. Разумное существо и даже вполне себе живое. может иметь и синюю кровь, и зеленые волосы, и тентакли, и крылья, и может быть (на счет живого я тут правда не соглашусь, нет такого варианта жизни в нашей галактике, чтобы в основу легла металлокерамика, кремний, бор - пожалуйста, но не металл!), но по отношению к человеку воспринимается как нечто совершенно чужеродное. И если по отношению к зеленым тентаклям с синей кровью может возникнуть неприятие только благодаря ксенофобии. то в случае блонди причиной душевного конфликта послужила не ксенофобия. а машинофобия.
Металл в костях и синяя кровь в артериях для нас, людей, есть неотъемлимый признак искусственного происхождения, который мы пока что идентифицируем только с машинами. А машину можно починить. Отсюда отрицание: есть у него чувства или нет. блонди все равно машина. которая чинится!!! То есть, не является продуктом индивидуальным. неповторимым и единственным. Да с этим можно спорить образованным людям , но в общем, так сказать, культурном восприятии человечества машина - серийный продукт. Даже если это единственный в мире автомобиль ручной сборки. И она - заменима, восстанавливаема и, что по отношению к Ясону вообще трагично: может быть восставновлена и используема без его на то разрешения.
Если считать одним из драматических моментов романа еще и противоречие между искусственным существом, обделенным душой, лишенным выбора в силу своей неприродности. принадлежности своего тела и разума конкретному субъекту (Юпитер), то можно сказать, что Ясон, предпочтя смерть, пытается обрести независимость, сделать свой собственный окончательный выбор. Честно говоря, я так всегда и считала, с моей читательско-потребительской точки зрения этот конфликт не надо было подчеркивать неорганической природой блонди.