Я кажется поняла в чем основная суть моего когнитивного диссонанса: причина, конечно же, все в том же старом, добром, чисто человеческим методе постановки себя в центр вселенной и восприятии остального мира исключительно по отношению к себе. Разумное существо и даже вполне себе живое. может иметь и синюю кровь, и зеленые волосы, и тентакли, и крылья, и может быть (на счет живого я тут правда не соглашусь, нет такого варианта жизни в нашей галактике, чтобы в основу легла металлокерамика, кремний, бор - пожалуйста, но не металл!), но по отношению к человеку воспринимается как нечто совершенно чужеродное. И если по отношению к зеленым тентаклям с синей кровью может возникнуть неприятие только благодаря ксенофобии. то в случае блонди причиной душевного конфликта послужила не ксенофобия. а машинофобия.
Металл в костях и синяя кровь в артериях для нас, людей, есть неотъемлимый признак искусственного происхождения, который мы пока что идентифицируем только с машинами. А машину можно починить. Отсюда отрицание: есть у него чувства или нет. блонди все равно машина. которая чинится!!! То есть, не является продуктом индивидуальным. неповторимым и единственным. Да с этим можно спорить образованным людям , но в общем, так сказать, культурном восприятии человечества машина - серийный продукт. Даже если это единственный в мире автомобиль ручной сборки. И она - заменима, восстанавливаема и, что по отношению к Ясону вообще трагично: может быть восставновлена и используема без его на то разрешения.
Если считать одним из драматических моментов романа еще и противоречие между искусственным существом, обделенным душой, лишенным выбора в силу своей неприродности. принадлежности своего тела и разума конкретному субъекту (Юпитер), то можно сказать, что Ясон, предпочтя смерть, пытается обрести независимость, сделать свой собственный окончательный выбор. Честно говоря, я так всегда и считала, с моей читательско-потребительской точки зрения этот конфликт не надо было подчеркивать неорганической природой блонди.

@темы: Ai no kusabi - вопросы

Комментарии
06.02.2010 в 18:19

Декартова лисичка
Если Ясон - существо, созданное, запрограммированное, чтобы подчиняться Юпитер, принадлежать ей, как вещь, то нет разницы вообще, какие у него кости и кровь. Главное - это выбор, который он делает. То есть основная мысль произведения для меня не изменилась.
К тому же, я считаю, у людей привязанность определяется человекообразностью, а не цветом крови - то есть семиногий мухомор в пятью тентаклями имеет гораздо меньше шансов на взаимность, чем абсолютно человекоподобный робот
06.02.2010 в 19:22

Да верю. Но в единственность и неповторимость семиного мухомора я поверю гораздо быстрее, чем в единственность и неповторимость человекообразного андроида. Мухомор, какой бы далеко от меня не был, находится в том же животном царстве, что и я. оно живое, оно растет, двигается. изменяется. Ему бывает больно. если уж он семиногий, и если его убить - он не восстановится, он равный мне в этом смысле. А андроид - нет , машина подлежит восстановлению и использованию в других условиях. Бр-р-р.
И это первое впечатление надо переваривать и отчуждать, чтобы дальше воспринимать текст в нормальном виде. Зачем спрашивается? Неужели недостаточно того. что эти несчастные блонди такие... ограниченные, настолько принадлежащие? Зачем это подчеркивать явственно излишним акцентом на искусственности происхождения?! Лично для меня, это усиление портит картину, лишает тонкости. Пойду, положу на полочку.
06.02.2010 в 19:24

И да, официально заявляю. что изменять тексты мира "Дороги" в соответствии с каноном я не буду. Как впрочем и всех остальных. Все равно это ООС и АВ, ну значит будет еще ООС-нее и АВ-шнее.
Разве что в "Детях-цветах" эта информация сыграет мне на руку.
07.02.2010 в 20:03

Тварь дражайшая // kozenasty
официально заявляю. что изменять тексты мира "Дороги" в соответствии с каноном я не буду. Как впрочем и всех остальных.
Я бы неприятно удивилась обратному...
То есть - ура!))
07.02.2010 в 20:14

/винни-пух/, да зачем вам что-либо переделывать? Не надо, только портить. Насчёт того зачем всё это надо Ёшихаре - она решает таким образом многие задачи, но, сдаётся мне, в основном художественные, попросту выжимает из читателя нужные ей эмоции. Если соберусь, нашишу у себя, что я по этому думаю. Попросту нужно кое-что освежить в памяти.

Кстати, о фандомном сквике. У институтки [J]institutka.diary.ru/p95131949.htm[/J]есть ссылка на интересный психологический феномен "зловещей долины", который многое обьясняет.
07.02.2010 в 21:11

За что не люблю обсуждения у институтки так это за откровенный снобизм и снисходительное "они". Увы мне, увы, но вбитая в детстве обязательность сочетания ума, образования и интеллигентности все еще торчит тошным бантиком в моей голове. Увы.

Возможно и этот факт сыграл роль. Для некоторых. Воспринимать кого-то как человека - это значит применять на него весь стандартный набор человеческих качеств и определений. Превращение такого объекта в робота, конечно, вызовет гнев и неприятие - меня не предупредили. меня обманули, я сам обманулся, тем более, что качества-то человека и робота как объектов весьма различны. И если уж и дальше развивать тему робототехники и ссылаться на Азимова. то его андроиды и люди, связанные с ними, оказывались в неприятных обстоятельствах именно благодаря отсутствию этой информации. Согласитесь, командиру корабля неплохо знать заранее кто из его подчиненных способен перенести нехватку атмосферы, но при этом рискует убиться от соприкосновения с инопланетной заразой, а кто не может обойтись без воды. Но точно не для меня: явление эмоций, чувств, а уж тем более личности в искусственном разуме не вызывает меня отторжения, наоборот - вопрос очень интересный, где-то драматический даже. И чтобы почувствовать полноту такого явления и его драматичность, я не нуждаюсь в усилении акцента.
Звыняйте, но... чисто логически... если кости металлические и кровь хрен знает из чего, то можно с большой вероятностью предположить, что и чувствительность ограничена исключительно кожным покровом. И вот ты смотришь как помирает человек без ног, и знаешь как ему боль но. Жалко да? А железку? Со всеми чувствами?
Инстинкты? Ну наверное. инстинкт цельности в любом живом звере очень силен. А вот у блонди вряд ли.
Больно, когда Ясон говорит Рики где искать Гая и смотрит им вслед. Здесь все настоящее. А вот предыдущее... ну-у, обманули как бы. Возможно, душевная драма должна как бы затмить физическую боль, но...гм, это уже будет мелодрама, простите.
07.02.2010 в 22:45

Кобаяши Мару в исполнении Энакина Скайуокера
Carinna Я с Вами абсолютно согласна. Причем задевает то, какие избитые худ.приемы использует автор. Ей-Богу, я ожидала от нее каких-то более нестандартных ходов, что ли. Наверно, это тот случай, когда лучше тонко намекнуть, чем вот так раскрывать все карты.
/винни-пух/ И я хочу добавить, либе, что смотреть как умирает человекоподобный (пусть даже где-то на заднем плане зная что он не совсем человек) не совсем то же, что наблюдать смерть андроида. Зная, что вот эти металлические кости вполне возможно подлежат восстановлению. а вот эта синия "кровь" - замене. Я умом понимаю. что смысл как раз вот в этом отличии, в несовместимости, в невозможности такой любви. но на уровне эмоции, наверно, останусь холодна.
07.02.2010 в 22:56

Тварь дражайшая // kozenasty
/винни-пух/, захотелось поделиться мыслями - хотя, скорее, ощущениями по поводу.
я и раньше неоднократно встречала такую идею - блонди (тогда еще органические) могут ограничивать ощущение боли или совсем его блокировать. Но даже и так, если я и допускаю, что вот это прекрасное существо сейчас физической боли не чувствует, душу мне от этого меньше не выворачивает... И, действительно, акцент получается не на физической боли.
И еще - об искусственных существах. Вспомнилась "Маска" Лема. Какая там тварь - жуть. Но я, когда первый раз прочитала - ходила в коме. Второй раз - рыдала. Сочувствие, жалость - это все не те слова, я сформулировать не могу - может быть, сопереживание персонажу...
И совсем в сторону... мое ощущение от АнКа , когда оно меня догнало - как обычно, это происходит с некоторым запаздыванием - было ощущением холодной металлической боли в теле... я себя боюсь)
07.02.2010 в 23:39

Ограничивать боль могут не только блонди, сути дела это не меняет. Фиг с ним , что не больно, хотя конечно человеческое сочувствие будет в первую очередь на стороне того, кто страдает. даже если это вообще не логично (пусть тот кто лежит в пыли после драки - подлец и негодяй. но если ему на твоих глазах защитник свернул челюсть и выдернул руку, что-то мне подсказывает, что сочувствовать ты будешь подлецу. а от такого защитника держаться подальше, нэ? вопрос превышения). Фокус в том, что в человеческом организме такие травмы тяжело излечиваются. а то и вовсе не излечиваются. а машине это не будет стоить ни каких физических и моральных терзаний. Получается подмена, дешево это.
08.02.2010 в 10:54

/винни-пух/, я треды институтки не люблю за то же самое, что ей не мешает ей быть иногда и правой. Меня-то не сквикнуло ни разу, поэтому хотелось понять, что народу-то так поплохело.

А мелодрамы не будет, я тут освежила-таки в памяти ту часть "Поэтики" Аристотеля, где говориться о сущности трагедии, так вот, трагический герой, должен вызывать два чувства - ужас и жалость. Заметьте, не сочувствие, не сострадание, вообще ничего из арсенала чувств с приставкой со-. Это когда в разговоре с Гаем у Ясона сердце болит, она давит на жалость, а здесь запланированы совсем другие эмоции. Осталось пять минут до финала и ей нужно отодвинуть героя от зрителя подальше, шокировать, вызвать тот самый ужас, пусть с примесью тошноты, неважно, дабы в конце получилась не слезодавилка, а катарсис. Создатели мелодрам давят, обычно исключительно на жалость или сочувствие, ужас, порождающий отчуждение, им не нужен совсем.

Iris Lloyd Troy, кстати, это не та гремучая смесь, которую вы ощутили послк Лема?

nover, Ёшихара изрядная пофигистка, когда дело касается художественных средств, ей что треш, что античная драма, эффективно - в дело, размышлениями, тонко это или грубо, она не заморачивается. И это роднит её с многими нашими классиками, те тоже часто не заморачивались, примеры могу привести, если интересно. Так что с моей стороны она имеет полный одобрямс.
08.02.2010 в 12:28

Кобаяши Мару в исполнении Энакина Скайуокера
Carinna, я, конечно, понимаю, что такими приемами пользуется не только Ёсихара, но и авторы. вполне себе заслужившие термин "классики". Дело здесь, наверно, в моем субъективном подходе. Я ожидала от автора несколько более утонченного, более соответствующего ее национальным традициям, неординарного... что ли. Вообщем, не "издания второго", уточненного, а переработанного и дополненного.
08.02.2010 в 14:53

"Осталось пять минут до финала и ей нужно отодвинуть героя от зрителя подальше, шокировать, вызвать тот самый ужас, пусть с примесью тошноты, неважно, дабы в конце получилась не слезодавилка, а катарсис."
Все может быть. Хотя с моей точки зрения получился именно ужас с изрядной долей отвращения. Которое к тому же не слишком-то оправданное. если дать себе труд разбираться, а вызываться все равно вызывается.
Я не слишком большой поклонник аниме, мне в принципе роман больше нравился. но именно эта сцена... достаточный для дальнейшего катарсиса ужас я испытала. Вполне. Я при втором просмотре малодушно отворачивалась, чтобы не видеть Ясона с этими культями. Ну не нужны мне для полноты впечатления металлические запчасти, мне и так уже плохо.
Понято, что сколько читателей, столько будет и мнений. потому что все равно мы оцениваем со своей точки зрения.
08.02.2010 в 20:25

Тварь дражайшая // kozenasty
Carinna, я думаю, точно. Спасибо за диагноз)
И то, что вы пишете про стиль Есихары, Ёшихара изрядная пофигистка, когда дело касается художественных средств, ей что треш, что античная драма, эффективно - в дело, размышлениями, тонко это или грубо, она не заморачивается. вызывает у меня восхищение - в ее исполнении. Хотя я и авторов, которые другие подходы практикуют, тоже очень уважаю.
/винни-пух/, мне и интересно субъективные мнения прочитать и поделиться.) дискутировать на тему субъективных мнений, мне кажется, как-то лишнее) и уж точно я не буду кого-то убеждать, что то, что он чувствует - неправильно... может, это у меня все неправильно)
nover, я сначала тоже чего-то такого ожидала (издания учненного и утонченного)), тем более что переведенные отрывки из предыдущих шести томов не предполагали подобных вывертов. Но, переварив "информацию из CD-драмы", я обнаружила у себя понимание, что ждать от автора можно чего угодно.)
08.02.2010 в 22:03

"Но, переварив "информацию из CD-драмы", я обнаружила у себя понимание, что ждать от автора можно чего угодно.)"
Надо попросить переводчиков выдать последнюю фразу. Чтобы заранее так сказать подготовиться... на всякий случай.