Выложено на предварительный просмотр по настоянию Lynx. На предмет пропущенных якобы ею грамматических и смысловых ошибок. И на предмет затягивания и лишнего велеречия коим я грешу.
Ищет их кто-то или нет? Точнее говоря, ищет ли кто-то Первого Консула? С неопровержимой четкостью совершенной логической машины ум блонди выдает рекомендацию избегать контактов: в силу сложившихся на данный момент обстоятельств элита не в состоянии установить ни цель поиска, ни последующие действия тех, кто его обнаружит. Как бы парадоксально это не звучало, но в данный момент он вынужден априорно считать врагами не только силы, противостоящие государству и его системе, или даже лично ему, но и в принципе любых, пытающихся установить с ним контакт, людей.
Он должен добраться до Танагуры. Если Юпитер приняла по каким-то причинам решение об устранении его с должности и последующей эвтаназии, в городе у него есть некоторые возможности и помощники – того сомнительного рода, который вызывает опасение у законопослушных граждан, но на которых, однако, он может положиться даже в случае официального смещения с поста Главы Синдиката. Упомянутые «помощники» основой своего процветания или даже жизни считают пребывание на посту Первого Консула его, и никого другого,, так что вынуждены будут оказать ему любую требуемую помощь.
А решение об устранении любимого сына Юпитер могла принять лишь при отсутствии каких-то данных в случае удачно проведенной дезинформации, и элита считает, что ему не составит особого труда оправдаться в «глазах» создательницы. Если он сумеет до нее добраться. Дело только за преодолением физического пространства в полсотни лиг. Это вполне достижимая, реальная цель.
Во всяком случае, так она выглядит, если рассматривать ее с точки зрения рассудка.
Ночью срывается буря и их засыпает почти сразу. Проснувшись от глубокой тишины, блонди внимательно осматривает провисшую над ними нанопену, убеждается, что степень «провисания» не больше, чем во всех предыдущих случаях, и спокойно засыпает. Крыса не просыпается вообще: в его респираторе происходит довольно обычная при износе поломка – материал клапана теряет упругость, и прибор автоматически сокращает подачу кислорода. Сонный мозг на плавное изменение состава воздуха отреагировать не в состоянии и, одурманенный увеличивающимся количеством углекислого газа, медленно отключается.
Блонди просыпается второй раз, когда провисание достигает угрожающих размеров и «потолок» касается его головы. Он начинает будить полукровку, но монгрел не реагирует ни на звуки, ни на свет, ни на энергичные потряхивания. Отравленный углекислым газом мозг не может работать, охотник лежит, как мертвый. Респиратор крысы издает сиплый рабочий звук, но когда блонди снимает прибор, то видит, как по лицу монгрела расплывается жуткая смертельная белизна, а губы приобретают синюшный оттенок.
Элита сдергивает свой, точно работающий прибор, включает подачу кислорода на максимум, надевает на крысу и пытается одновременно проверить его респиратор. Воздух в нем есть, но без кислорода, хотя датчик показывает нормальный уровень, и андрогин, следя за тем, чтобы респиратор плотно прижимался к лицу полукровки, пытается представить, как они будут двигаться, если дыхательный прибор останется один. Правдоподобной картины не получается, и блонди начинает одной рукой шарить по карманам плаща крысы, намереваясь отыскать его тестер и ключ-отвертку, и посматривая одним глазом на все более провисающую «крышу». Досрочное погребение в песках в его планы не входит.
Охотник начинает шумно дышать, губы чуть розовеют, веки дрожат, и элита на секунду отнимает респиратор, чтобы вдохнуть самому. Как бы мало ему не было надо, но, извините, надо, и гибель одного из них означает неминуемую гибель обоих. Охотник кашляет, задыхается, разлепляет глаза, судорожно хватая руками песок и руки блонди в поисках респиратора. Андрогин вновь прикладывает прибор к лицу полукровки и, дождавшись, пока глаза крысы приобретут осмысленное выражение, сообщает:
- Нас засыпало.
Монгрел смотрит вверх с выражением, близким к деловитой оценке, и блонди вновь испытывает мимолетное удовольствие от качества своего проводника. Крыса относится к тому небольшому проценту людей, которые не только не впадают в панику в экстремальных условиях, но способны к самому глубокому сосредоточению и эффективности именно в форс-режиме.
- У тебя что-то с респиратором. Он перестал подавать кислород. Хотя датчик в норме.
Монгрел вновь понятливо хлопает ресницами, и блонди продолжает:
- Мне нужно вдыхать по меньшей мере пять раз в минуту.
Охотник еле заметно кивает головой и вдыхает полной грудью. Блонди прикладывает респиратор к своему лицу. Наблюдая, как монгрел быстро находит инструменты, которые он неудачно пытался обнаружить, и несколько раз зачем-то хорошенько встряхивает прибор. Такой метод исправления поломок элите не известен, но даже высококвалифицированный технический персонал Эос, если он человеческого происхождения, сначала предпочитает проверить оборудование на предмет «забарахлил/глючит», а уже потом тестировать или разбирать. Респиратор на тряску не реагирует, охотник одним прикосновением определяет целостность и нормальную работу вентиля подачи, и начинает шустро разбирать прибор.
В каверне царит глубокая тишина, свидетельствующая о том, что завалило их основательно. Есть надежда, что ветер, который совершил это противоправное действие, сам же и устранит последствия: так уже было, и не один раз. Но пока что воздушная стихия отказывается признать их своими друзьями и «потолок» медленно и неуклонно опускается.
Крыса с необыкновенной скоростью свинчивает коробку смесителя, даже не глянув на систему контроля. Коротко поминает не свою маму, убеждаясь в своей чертовой правоте, а также в том, что в настоящих условиях починить респиратор он не сможет. Так что он просто натягивает до предела клапан, намертво фиксируя зажимной рамкой, и собирает прибор. Респиратор начинает шуметь в два раза сильнее, издавая глухие, почти человеческие стоны, но плевать бы на звуковое сопровождение, если бы оно не означало, что клапан сифонит и часть кислорода теперь бесполезно уходит наружу, обогащая бедную атмосферу Амой. А снижать подачу нельзя, иначе кислород вообще не доберется до человеческих легких.
Твою мать, а?!
Но сожалеть уже некогда: медленное «провисание» переходит в режим быстрой подачи песка внутрь и, сунув инструменты во внутренний карман (ни один крыса не способен оставить свои инструменты ни при каких обстоятельствах), охотник начинает быстро отгребать песок. Блонди моментально подстраивается под его не слишком быстрый темп, но в данном случае согласованность действий значит больше, чем скорость, и они продолжать работать в слаженном, привычном режиме, отличающемся от остальных случаев тем, что события успели развиться до реальной угрозы: не успеть справиться с наваливающейся массой песка. Что не мешает обоим совершенно хладнокровно и совершенно синхронно работать. Даже тогда, когда песок сыпется на них сверху уже без всякой временной преграды в виде нанопены, и они не видят друг друга.
Пару последних минут именно так и было: песок продолжал оседать и падать, рукам не было места для движения, холодная масса давила все сильнее, словно заживо цементируя. Монгрел, продолжая вслепую выгребать песок куда-то в сторону, почувствовал, как оказавшийся немного позади блонди упирается в него плечом, используя в роли тарана, и попытался работать еще быстрее. От кислорода, который теперь почти целиком составлял дыхательную смесь, невыносимо жгло гортань и трахею, кружило голову, но зато - позволяло двигаться быстрее. Так что он продолжал, пока не услышал, что его руки оказались на холоде, продолжал, пока не выбрался на поверхность, где порывы ветра, к счастью, оказались не настолько сильны, чтобы тут же унести его к черту на кулички. Продолжал, пока не отрыл руки и голову блонди, и не помог ему подняться.
На четвереньки: вставать при таком ветре, при росте блонди и после такого испытания – на фиг надо? Показать «фак» небесам, что ли? Они слепливаются друг с другом в подобие объятий, дикий свист ветра полностью заглушает любые звуки, колючий песок набивается в маски, в мельчайшие складки, под очки и под одежду. От него невозможно укрыться и нечем защититься. Блонди и монгрел крепко прижимаются друг к другу, закрывая головы полами собственных плащей и стараясь не думать ни о куске нанопены, оставшемся внизу, под песчаным завалом, ни о нагревательной плитке, ни о емкости с водой, которые тоже оказались потерянными под рухнувшей массой песка.
Потом. Сначала надо дожить до утра.
Ищет их кто-то или нет? Точнее говоря, ищет ли кто-то Первого Консула? С неопровержимой четкостью совершенной логической машины ум блонди выдает рекомендацию избегать контактов: в силу сложившихся на данный момент обстоятельств элита не в состоянии установить ни цель поиска, ни последующие действия тех, кто его обнаружит. Как бы парадоксально это не звучало, но в данный момент он вынужден априорно считать врагами не только силы, противостоящие государству и его системе, или даже лично ему, но и в принципе любых, пытающихся установить с ним контакт, людей.
Он должен добраться до Танагуры. Если Юпитер приняла по каким-то причинам решение об устранении его с должности и последующей эвтаназии, в городе у него есть некоторые возможности и помощники – того сомнительного рода, который вызывает опасение у законопослушных граждан, но на которых, однако, он может положиться даже в случае официального смещения с поста Главы Синдиката. Упомянутые «помощники» основой своего процветания или даже жизни считают пребывание на посту Первого Консула его, и никого другого,, так что вынуждены будут оказать ему любую требуемую помощь.
А решение об устранении любимого сына Юпитер могла принять лишь при отсутствии каких-то данных в случае удачно проведенной дезинформации, и элита считает, что ему не составит особого труда оправдаться в «глазах» создательницы. Если он сумеет до нее добраться. Дело только за преодолением физического пространства в полсотни лиг. Это вполне достижимая, реальная цель.
Во всяком случае, так она выглядит, если рассматривать ее с точки зрения рассудка.
Ночью срывается буря и их засыпает почти сразу. Проснувшись от глубокой тишины, блонди внимательно осматривает провисшую над ними нанопену, убеждается, что степень «провисания» не больше, чем во всех предыдущих случаях, и спокойно засыпает. Крыса не просыпается вообще: в его респираторе происходит довольно обычная при износе поломка – материал клапана теряет упругость, и прибор автоматически сокращает подачу кислорода. Сонный мозг на плавное изменение состава воздуха отреагировать не в состоянии и, одурманенный увеличивающимся количеством углекислого газа, медленно отключается.
Блонди просыпается второй раз, когда провисание достигает угрожающих размеров и «потолок» касается его головы. Он начинает будить полукровку, но монгрел не реагирует ни на звуки, ни на свет, ни на энергичные потряхивания. Отравленный углекислым газом мозг не может работать, охотник лежит, как мертвый. Респиратор крысы издает сиплый рабочий звук, но когда блонди снимает прибор, то видит, как по лицу монгрела расплывается жуткая смертельная белизна, а губы приобретают синюшный оттенок.
Элита сдергивает свой, точно работающий прибор, включает подачу кислорода на максимум, надевает на крысу и пытается одновременно проверить его респиратор. Воздух в нем есть, но без кислорода, хотя датчик показывает нормальный уровень, и андрогин, следя за тем, чтобы респиратор плотно прижимался к лицу полукровки, пытается представить, как они будут двигаться, если дыхательный прибор останется один. Правдоподобной картины не получается, и блонди начинает одной рукой шарить по карманам плаща крысы, намереваясь отыскать его тестер и ключ-отвертку, и посматривая одним глазом на все более провисающую «крышу». Досрочное погребение в песках в его планы не входит.
Охотник начинает шумно дышать, губы чуть розовеют, веки дрожат, и элита на секунду отнимает респиратор, чтобы вдохнуть самому. Как бы мало ему не было надо, но, извините, надо, и гибель одного из них означает неминуемую гибель обоих. Охотник кашляет, задыхается, разлепляет глаза, судорожно хватая руками песок и руки блонди в поисках респиратора. Андрогин вновь прикладывает прибор к лицу полукровки и, дождавшись, пока глаза крысы приобретут осмысленное выражение, сообщает:
- Нас засыпало.
Монгрел смотрит вверх с выражением, близким к деловитой оценке, и блонди вновь испытывает мимолетное удовольствие от качества своего проводника. Крыса относится к тому небольшому проценту людей, которые не только не впадают в панику в экстремальных условиях, но способны к самому глубокому сосредоточению и эффективности именно в форс-режиме.
- У тебя что-то с респиратором. Он перестал подавать кислород. Хотя датчик в норме.
Монгрел вновь понятливо хлопает ресницами, и блонди продолжает:
- Мне нужно вдыхать по меньшей мере пять раз в минуту.
Охотник еле заметно кивает головой и вдыхает полной грудью. Блонди прикладывает респиратор к своему лицу. Наблюдая, как монгрел быстро находит инструменты, которые он неудачно пытался обнаружить, и несколько раз зачем-то хорошенько встряхивает прибор. Такой метод исправления поломок элите не известен, но даже высококвалифицированный технический персонал Эос, если он человеческого происхождения, сначала предпочитает проверить оборудование на предмет «забарахлил/глючит», а уже потом тестировать или разбирать. Респиратор на тряску не реагирует, охотник одним прикосновением определяет целостность и нормальную работу вентиля подачи, и начинает шустро разбирать прибор.
В каверне царит глубокая тишина, свидетельствующая о том, что завалило их основательно. Есть надежда, что ветер, который совершил это противоправное действие, сам же и устранит последствия: так уже было, и не один раз. Но пока что воздушная стихия отказывается признать их своими друзьями и «потолок» медленно и неуклонно опускается.
Крыса с необыкновенной скоростью свинчивает коробку смесителя, даже не глянув на систему контроля. Коротко поминает не свою маму, убеждаясь в своей чертовой правоте, а также в том, что в настоящих условиях починить респиратор он не сможет. Так что он просто натягивает до предела клапан, намертво фиксируя зажимной рамкой, и собирает прибор. Респиратор начинает шуметь в два раза сильнее, издавая глухие, почти человеческие стоны, но плевать бы на звуковое сопровождение, если бы оно не означало, что клапан сифонит и часть кислорода теперь бесполезно уходит наружу, обогащая бедную атмосферу Амой. А снижать подачу нельзя, иначе кислород вообще не доберется до человеческих легких.
Твою мать, а?!
Но сожалеть уже некогда: медленное «провисание» переходит в режим быстрой подачи песка внутрь и, сунув инструменты во внутренний карман (ни один крыса не способен оставить свои инструменты ни при каких обстоятельствах), охотник начинает быстро отгребать песок. Блонди моментально подстраивается под его не слишком быстрый темп, но в данном случае согласованность действий значит больше, чем скорость, и они продолжать работать в слаженном, привычном режиме, отличающемся от остальных случаев тем, что события успели развиться до реальной угрозы: не успеть справиться с наваливающейся массой песка. Что не мешает обоим совершенно хладнокровно и совершенно синхронно работать. Даже тогда, когда песок сыпется на них сверху уже без всякой временной преграды в виде нанопены, и они не видят друг друга.
Пару последних минут именно так и было: песок продолжал оседать и падать, рукам не было места для движения, холодная масса давила все сильнее, словно заживо цементируя. Монгрел, продолжая вслепую выгребать песок куда-то в сторону, почувствовал, как оказавшийся немного позади блонди упирается в него плечом, используя в роли тарана, и попытался работать еще быстрее. От кислорода, который теперь почти целиком составлял дыхательную смесь, невыносимо жгло гортань и трахею, кружило голову, но зато - позволяло двигаться быстрее. Так что он продолжал, пока не услышал, что его руки оказались на холоде, продолжал, пока не выбрался на поверхность, где порывы ветра, к счастью, оказались не настолько сильны, чтобы тут же унести его к черту на кулички. Продолжал, пока не отрыл руки и голову блонди, и не помог ему подняться.
На четвереньки: вставать при таком ветре, при росте блонди и после такого испытания – на фиг надо? Показать «фак» небесам, что ли? Они слепливаются друг с другом в подобие объятий, дикий свист ветра полностью заглушает любые звуки, колючий песок набивается в маски, в мельчайшие складки, под очки и под одежду. От него невозможно укрыться и нечем защититься. Блонди и монгрел крепко прижимаются друг к другу, закрывая головы полами собственных плащей и стараясь не думать ни о куске нанопены, оставшемся внизу, под песчаным завалом, ни о нагревательной плитке, ни о емкости с водой, которые тоже оказались потерянными под рухнувшей массой песка.
Потом. Сначала надо дожить до утра.
Повреждение небольшое, и прокладка клапана у крысы, конечно, с собой – не та вещь, которую можно забыть, отправляясь в поход по пустыне – но менять ее надо в условиях максимальной бытовой стерильности и уж никак не под дуновениями северного ветра. Кроме довольно крупных частичек кварца, ветер несет и мельчайшую неощутимую взвесь, которая прочно оседает в человеческих тканях, лишая их функциональности намного раньше срока. То же самое происходит и с деталями прибора: ставя новую прокладку, охотник отчетливо понимает, что новый клапан уже наполовину забит песком, и на обратную дорогу, допустим, его ни под каким видом не хватит. Очень может быть, что и до Танагуры не хватит.
Старый у него респиратор. Блонди он новенький купил, в смысле только что списанный, а на второй не хватило. Ну и... к рагонам.
Они жуют плитку концентрата, уже не ощущая никакого вкуса, ни приятного, ни неприятного, встают и двигаются дальше. Ночь закончилась, пора идти, они и так задержались.
Это больше не похоже на движение. Это больше не похоже на шаги, на походку, на дорогу, на путь. Это больше не похоже даже на день и ночь. Не будь у блонди четкого внутреннего хронометра, он уже давно не различал бы времени суток, настолько безразлична и непроницаема эта одинаковая серая мгла – колючая, подвижная, почти безвоздушная среда, в которой они не идут, а плывут, как фантастические рыбы. Равнодушный вой ветра воспринимается как тишина, а короткие всхлипы песочных лавин, надрывный рев бури – как ее единственные нарушители. Человек слишком мал и слаб, чтобы нарушить гремучую тишину северного ветра, он здесь вообще никто.
И белесая спина впереди идущего – единственное нарушение серого колючего хаоса, в которое превращено пространство. Мозг отказывается работать, что-то внутри тебя, какая-то ранее поставленная кем-то программа заставляет тебя смотреть в спину впереди идущего и брести за ним, Бог знает куда и зачем. Надо идти. Идти надо.
Впереди они теперь идут по очереди. Какое-то время назад, которое монгрел не может назвать, а блонди назвать может, но почему-то никак не может встроить эту координату во внутренний метроном, крыса объявил, что на их дальнейшем пути, согласно сведениям многочисленных его предшественников, никаких магнитных аномалий больше быть не должно, так что можно пользоваться компасом. И теперь они идут впереди по очереди: тому, кто идет сзади, хоть немного, но легче.
Если ты идешь сзади, то можешь вовремя заметить, что с твоим спутником что-то случилось. Монгрелу требуется почти минута, чтобы понять, что блонди сам не встанет, и еще пара шагов, чтобы добрести до него. Он тяжело опускается рядом с лежащим андрогином, вытаскивает бутыль с водой и отпивает глоток, подсознательно уже приняв катастрофу и уже смирившись с ее последствиями. Почему-то он совершено не беспокоится. Он так отупел и устал, что его удивляет собственное спокойствие, но кроме этой вялой реакции его мозг уже ни на что не способен.
Блонди сдох. И я тут с ним сейчас сдохну. Не страшно. И не жаль.
Крыса трогает рукой плечо мужчины, тот приподымается на руках, неуверенно поворачивает голову.
- Ноги? – безразлично интересуется монгрел.
Элита кивает, медлит с ответом, сосредоточенно оценивая свое состояние. Ну что ж, его предупреждали, и если в обычных условиях существования элиты Танагуры это предупреждение звучало почти абстрактно, то в экстремальных условиях последствия дали себя знать. Интересно.
- Да. Полная потеря чувствительности и контроля.
Крыса кивает, словно прекрасно понимает и сказанное элитой, и не сказанное. Отказали ноги. У блонди. Ну, отказали, что ж теперь? На миг «причина и следствия» увечья Консула всплывают в его памяти горячим острым комком. Становится невыносимо жаль гордого прекрасного блонди, комок подкатывается к горлу, рвется наружу нежными словами и движениями, но это совсем не нужно. Это вообще никогда не было нужно, ни тогда, ни сейчас, и менее чем когда-либо нуждается правитель Танагуры в сочувствии человека-изгоя. А нужна ему помощь, нормальная, без глупых сантиментов и ненужных признаний.
Монгрел отпивает еще один глоток, прячет бутыль, становится впереди элиты на четвереньки и предлагает:
- Лезь на спину.
- Ты не сможешь меня нести, - спокойно указывает блонди. Он, конечно прав, чертов блонди, он всегда прав. Но это опять-таки ничего не значит, и ничего не меняет.
- Значит, буду ползти, если надо.
Собственно, так и пришлось сделать: около семи минут монгрелу хватило на то, чтобы понять: тащить блонди он не сможет. Вес мужчины оказался чрезмерным для тощего охотника, а волочащиеся ноги блонди неимоверно затрудняли движение. Полукровка, задохнувшись и пару раз едва не упав, опустился на четвереньки и поволок спутника дальше.
Вероятность того, что они оба благополучно, то есть – живыми и дееспособными, доберутся до Танагуры, достигала 55% в начале пути и постепенно сдавала свои позиции, снижаясь до уровня 15-20%. Здравомыслящий механизм давно перестал бы дергать лапками. Но поскольку люди, к счастью, не механизмы, и блонди частично тоже, то присуща им некая иррациональная надежда, заставляющая драться до последнего, идти до конца, выдирать из жестоких рук нищеты, голода, болезни или горя каждый лишний день, каждый лишний вздох. Практически все религиозные концепции на протяжении тысячелетий пытаются внушить человеку, что его загробное существование во многих случаях намного лучше домогильной стадии. Но отчего-то так никто этим концепциям и не поверил. Даже странно.
Наверное, таится в них какая-то основополагающая ошибка, момент непонимания, который ради величия духа или света требует забыть то, что в человеке первичней его разума, важнее света, славы, богатства и любви – жизнь. Желание жить, ибо только в ней в самой, в этой жизни, и есть смысл для всего остального.
Сколько времени - не день, и не два - сколько часов сможет тащиться монгрел, волоча на спине 77 кг живого веса изрядно похудевшего блонди и еще 25 кг неживого веса? Потому что бросить баллон с кислородом или упаковки с водой – дело абсолютно невозможное. Сколько ему надо получить калорий, которых нет, сколько требует организм воды, которой тоже нет? Сколько выдержит его поврежденная спина и больные легкие? Зачем?
- Это бессмысленно, - сообщает блонди, удивляясь упорству полукровки. Охотник ползет на четвереньках с маленькой, но постоянной скоростью. Это очень странное, ни на что не похожее ощущение: так крепко держаться за кого-то. Чувствовать под своим, предавшим тебя, телом тонкую, непрочную опору тела человеческого. Слабую, подвижную, неустойчивую, однако составляющую его единственную надежду. Зависеть настолько сильно от кого-то и настолько непосредственно, без буферной цепочки исполнителей, информационных систем и обслуживающей техники. Отпусти руки – и умрешь. Измученное существо без тебя найдет силы, чтобы ползти дальше, может и доберется куда-нибудь, может, всплывут в охотничьей памяти нужные «лежки», селения или «озы». А вдвоем? То, что почти весь путь было гарантом выживания, стало главной преградой на пути к жизни.
- Заткнись, - слабо шипит в ответ монгрел. Говорить не хочется: сил на это нет. Холод ползет от песка по рукам, перчатки – не ботинки, такого слоя теплоизоляции не имеют, блонди чертовски тяжел, но хоть не шевелится. Пару раз пытался помочь ему, рукой подталкивая, но только сбивал с ритма. Крыса рявкнул на него, и элита больше не дергался.
Рукой, второй рукой, ногой. Второй ногой - шагать сразу рукой и ногой не получается. Вес велик, хотя он и привык уже. Даже спина привыкла и только ноет. Песок ползет, ветер не забывает подталкивать в ненужную сторону и издевательски выть над головой. Хрен с ним, ветром-то. Так близко к земле даже удобней: его порывы меньше замечаются, но зато кровь к голове все время приливает и то, что стоя ты принимаешь за голоса мертвецов пустыни, оказывается голосами твоих собственных мертвецов.
«Хрена им тоже. Пока иду, ни одна зараза не запишет меня в мертвяки!» Если бы у него было чуть-чуть больше сил или дыхания, крыса бы стал подпевать собственной решительности, есть у него такая фишка. Но хватает только на мысленный припев. Надо идти. Надо.
Зачем он это делает? Вопрос ведь так и остался открытым. Упрямый монгрел хрипло, но равномерно дышит, переставляя по очереди конечности, и упорно двигается к далекой цели. А он, блонди, ловит себя на том, что с волнением прислушивается к его следующему вздоху: сможет ли он идти дальше? Сможет ли сделать следующее движение? Что должна сейчас чувствовать его спина?
Бессмысленно. В какой-то мере, это даже более бессмысленно, чем их фантастический побег из-под обстрела. Может, именно воспоминание об этом и не дает блонди решиться?
- Б****, - высказывается крыса, внезапно почувствовав свободу. Легкость такая невозможная, что он даже не осознает ее в тот же момент, по инерции совершая еще пару движений, и только взвывшая спина заставляет его остановиться.
Надо же, когда он только взгромоздил на себя блонди, думал, что от боли рыдать будет. В смысле рыдал бы, при других обстоятельствах. Но под постоянным и большим давлением боль от ожога очень скоро притупилась, а сама спина неведомым образом получила какое-то облегчение. И теперь, лишившись этой тяжести, жалуется.
- Ты сбрендил? – интересуется крыса, вернувшись к блонди.
Андрогин отрицательно качает головой, говорит с максимальной серьезностью:
- Я не знаю, смогу ли я в ближайшее время двигаться самостоятельно. С такой скоростью, с какой мы двигаемся сейчас, и теми запасами воды и воздуха, мы не сможем добраться до Танагуры.
- Угу. Умный ты у нас. Аж страшно. Так что теперь, лапки сложить и ждать Песчаную Деву? Залазь на спину и не тошни.
Песчаная Дева, она, знаете ли, тоже кого ни попадя не любит. Ей героев подавай, тех, из которых впоследствии делают гвозди. Так что... шанс у них еще есть.
- Мы находимся недалеко от «колодца?» – уточняет блонди, садясь на песок. Монгрел хрюкает удовлетворенно.
- Додумался. Чего ж спрашиваешь?
Вместо того, чтобы снова взгромоздиться на спину полукровке, элита, судя по опущенной вниз голове, разглядывает шевелящиеся струйки песка между пальцами. Крыса начинает всерьез беспокоиться, а не вспомнил ли блонди еще что-нибудь. Ну, вот, например: отказ нижних конечностей – первый симптом программы самоликвидации?
Собственная фантазия пугает крысу до смерти, он даже не ожидал, что до такой степени испугается, так что он опять плюхается на задницу перед элитой – а приятно посидеть, даже на холоде - и, привычно перекрикивая вой ветра, спрашивает с большим волнением:
- А что... что тебе говорили насчет ног? Почему они отказали?
- При чрезмерных нагрузках в любой системе отказывает самый слабый элемент. Мой слабый элемент – ноги. К сожалению, я не осведомлен о величине критической нагрузки, также как и об условиях восстановления, - он останавливается на крошечную долю секунды, словно предоставляя шанс собеседнику высказаться. Но монгрел только слушает, стараясь отогнать давешнюю дикую идею, насчет запрограммированной эвтаназии.
- Даже если мы доберемся до «колодца», это не означает, что мы сможем продолжить путь.
- Тю-ю, - с облегчением выдыхает полукровка, немало удивляя элиту. Улыбается так, что под респиратором все равно видно, и подымается на корточки.
- Вот что. Как ни крути, а чрезмерная твоя нагрузка, это, ясен пень - мало воздуха и воды, и много ходьбы. Вот. А в «колодце» - там есть и вода и воздух, так что тебе точно должно полегчать. И потом – там и вода, и воздух особенные, сам услышишь. Нептун мне чего-то про них объяснял, какие-то там редкие элементы, активность полезная, еще что-то. В общем, лечебная она.
Объяснив все в должной степени, монгрел поворачивается к блонди спиной, приглашая продолжить «прогулку». Но элите объяснений недостаточно.
- Если ты знал, что «колодец» близко, то почему не сказал мне?
А что, блонди могут переживать? Могут, конечно, просто устал он до полного отупения, вот и не сказал ничего. А может, зло его взяло за тот разговор о петах и привлекательности. Черт его знает.
Но есть и другая причина.
- Не хотел обнадеживать раньше времени. Поднимаешь, блонди, «колодец» - он тут вроде как давно, да только его не всегда найти можно.
А теперь, типа, обнадежил. Крыса пытается сформулировать свои колебания и свою надежду в какую-нибудь другую, более жизнеутверждающую форму, но не получается. В мозгу песок скрипит вместо мыслей, так что полукровка отмахивается и от мыслей, и от попыток, и повторяет:
- Залазь. Дойти сначала надо.
- Если там есть и воздух, и вода, тем более обладающие лечебными свойствами, то почему «колодец» никто не «держит»?
Плечо опаляет короткой острой болью, потом она становится глуше, превращается в жар и растекается по всей спине. И опять становится легче, несмотря на вес.
- Заткнись, а? Дойдем, расскажу.
В этот день добраться до колодца они не успевают. Ночью, или тогда, когда силы крысы иссякают, они останавливаются. Делят свой скудный рацион и засыпают, укрывшись только своими плащами. Так намного хуже, чем под покровом нанопоры, она обеспечивала дополнительное тепло, относительную тишину, да и от порывов ветра яма спасала в значительной степени. Но у них нет выбора, и полукровка вымотался так, что даже оркестр архангела Гавриила вряд ли смог бы его разбудить.
Утром блонди просыпается раньше, и какое-то время слушает завывание ветра над головой и вездесущий шорох песка. К счастью, не было бури. Они относительно спокойно провели ночь, и хотя блонди не ожидал от обычного сна никакого лечебного воздействия, безосновательная надежда все же его посетила. Истории о волшебных и живительных источниках – типичный фольклор пустынных и полупустынных зон, и ровным счетом ничего не значит. Правда, на протяжении их путешествия охотник показал себя опытным специалистом по выживанию, не склонным к мистическим фантазиям или доверчивости. Но что тогда означают его слова: не всегда найти можно? Если колодец занесет песком, то такое событие вряд ли будет носить временный характер.
И то, что обещанная живительная вода сможет восставить функциональность ног – тоже событие малой вероятности.
Крыса кашляет, респиратор тут же начинает хрюкать и сопротивляться, полукровке приходится стащить прибор и кашлять долго и надсадно, хватая пустой, малопригодный для дыхания воздух. Откашлявшись наконец-то, он молча заталкивает в рот плитку концентрата и вытаскивает фляжку с водой. У него это уже последний глоток. У блонди есть одна почти целая емкость, а вот вторая была безнадежно раздавлено во время встречи с гравипланом. Причем потеряна была не только вода, но и сама фляжка.
Блонди еще раз мысленно считает совокупный вес, который тащил на себе крыса, и который собирается тащить сейчас, и утверждает:
- Монгрел, ты не сможешь меня тащить.
- Вчера ж смог, - бурчит крыса, тщательно скручивая полимерную упаковку.
- Около четырех часов.
- Ну и дальше потащу. Уже недалеко осталось.
- Если ты найдешь «колодец».
Крыса окидывает элиту мрачным, тоскливым взглядом, скалится в подобие саркастичной усмешки:
- Куда он денется.
И хотя само существование «колодца» - объективная реальность, точное его местонахождение до сих пор является излюбленным мифом. Мол, не всем он показывается, может уйти в сторону от нечистых рук или крови, может отравить своей водой, а может излечить от болезни. Сказки эти имеют реальную подоплеку: в сезоны бурь не одна «оза» бесследно исчезала под песками, да и нет на руках пустынных кочевников должного инструментария, а если бы и был, какой с него прок тем, кто идет по пескам, глядя в небо над головой? Ну а насчет отравили... «колодец» стоит без хозяина не только потому, что пути человеческие идут стороной.
Жить там нельзя.
Крыса был здесь раз пять. Четыре раза «колодец» он видел и воду из него пил. И в пятый раз нашел. А неподалеку от «колодца» лежал труп, хоть и сухой и звонкий, да недавний. Охотник парня этого знал и приятственных чувств к нему не испытывал. Ничего особенного, впрочем, бандит как бандит, однако и умер он от жажды прямо возле своего спасения, и в предсмертном безумии своем глотал песок вместо воды.
Сейчас монгрелу не до этого. Переставить руку, переставить ногу – цели уменьшились до величины следующего «шага», весь опыт разумного существа и наследника человеческих достижений за пять тысяч лет сконцентрировался в умении правильно расположить ладонь или колено, ровно держать спину и вовремя вдохнуть воздух. Шаг-вдох. Шаг-выдох. Четыре этапа, которые даже считать он больше не в состоянии. Перед глазами колышется серо-красный туман, спина горит медленным огнем, и таким же медленным огнем наполняются легкие. Легкие не болят, он точно знает, но тогда откуда это ощущение злого жара, что кипит в их полости и разрастается от каждого вдоха?
Сделать шаг. Сделать второй. Медленное движение неотвратимо, как сама смерть, медленное дыхание поджигает его внутренности, горло жжет, и перед глазами иногда становится совсем черно. Или багрово. Тогда монгрел, не останавливаясь, старается поднять голову как можно выше. Движение чисто инстинктивное. Он двигается, как заведенный механизм, как полоумное насекомое, не давая себе отчета, куда идет, зачем, когда дойдет.
Даже того ощущения, что когда-нибудь все заканчивается, крыса не чувствует. Когда становится совсем невмоготу, он опускается на песок, молча дышит, не отвечая на вопросы блонди. Нет, он и в мыслях не имеет оставить здесь мужчину: вытащить блонди из этого ада – это данность, не предполагающая другого решения, но объяснять и доказывать это у полукровки нет сил. Так что он молчит, когда андрогин садится рядом, молчит, пока блонди не спрашивает. А потом встает, толкает блонди в плечо, заставляя лечь на спину, и так же молча и ничего не объясняя, снимает свой уже практически пустой ремень, и так же без объяснений пытается вытащить ремень из пояса брюк элиты. Андрогину хватает выдержки и доверия помогать внезапно онемевшему охотнику, и последний быстро монтирует из двух ремней нечто вроде петли, конец которой он защелкивает карабином на плаще блонди, а в петлю впрягается сам, наподобие древних и давно исчезнувших с лица Терры тягловых животных.
Получается слабая имитация «волокуши»: приспособление сие древнее колеса, но ведь и монгрелу неоткуда было почерпнуть сведения о давнем способе транспортировки. Так что какое-то время он сам радуется своей выдумке, во всяком случае, пока ему легче тащить груз таким образом. Правда, приходится сгибаться в три погибели, да и вязнет он в песке со страшной силой, но зато кровь не приливает к голове, глаза хоть что-то видят, и на какое-то время ему становится легче. Чуть позже мышцы привыкают к новому перераспределению нагрузки, и все возвращается на круги своя.
Он падает. Неустойчивый песок под ногой пополз целой лавиной, монгрел неуклюже взмахивает руками, стараясь удержать равновесие. Но нога только глубже погружается в поток кварца, а тяжесть, к которой он привязан, лишает маневренности. Крыса неудачно падает боком, на относительно здоровое правое плечо, глухо вскрикивает, скатывается вниз. Блонди, не зная, что предпринять, инстинктивно хватается за ремень, то ли удерживая, то ли придушивая охотника. Полукровка, кувыркнувшись через голову, несколько минут лежит внизу и, не в силах ни подняться, ни ответить, наблюдает за роем звездочек перед закрытыми веками. Наконец он подымается на четвереньки и ползет наверх. Ремень и впрямь больно перетягивает ребра, в кувырке петля затянулась очень плотно, но крыса никак не реагирует. Он выбирается наверх, останавливается перед блонди, тупо пялясь на лежачего и пытаясь понять, что он здесь делает. Элита в свою очередь, глядя на трясущегося как в лихорадке охотника, еще раз приходит к выводу о полной бесполезности их усилий, и, полностью противореча собственному выводу, выпутывает монгрела из петли.
Крыса шмыгает из-под респиратора нечто невразумительное, впрягается в свой «воз» и двигается дальше. Вот теперь кажется, что ползком удобнее. И ветер не так дует, и не так тяжело. На самом деле уже все равно, как делать, главное, что приходится это делать, но он ведь сам выбрал.
Они снова идут, хотя и трудно назвать такое перемещение ходьбой. И крысе кажется, что они так идут уже целую вечность, и еще вечность будут идти. Потому что на самом деле это никакая не пустыня и не северный ветер, а нормальный стандартный ад, Какой же это был бы ад, если бы в нем было тепло? Или даже жарко? Вот когда холодно, а ты куда-то идешь и тащишь неподъемную тяжесть, и никогда не дойти – вот это и есть место наказания.
И снова падает из-за подвернувшейся ноги.) Ни на что не наступал, просто ноги его больше не держат. И тогда выясняется, что ползком тащить волокушу - дело невозможное в принципе. Так что монгрел, всхлипывая от усталости, подбирается к блонди, молча предлагая улечься на него.
- Я попробую сам.
Крыса непонимающе смотрит на элиту. Он представляет себе, что именно ему надо делать и как, чтобы добраться до источника и теперь этот план - единственная внятная мысль в его рассудке. Что-то сверх этого полукровка уяснить уже не в состоянии.
- Я попробую сам, – повторяет блонди, и пробует. Руки у него, конечно, сильнее, чем у монгрела, но тащить приходится практически всю нижнюю часть тела. Способ неэффективный и энергозатратный, и тут же вызывает боль в спине. Пока блонди шел, и пока его несли, травма мало ощущалась. Но теперь она напомнила о себе со всей настойчивой силой.
Крыса какое-то время наблюдает за действиями блонди, но не пытается его остановить. Просто ползет рядом на четвереньках и ждет, когда элита выдохнется. Это блонди думает, что охотник не знает о его травме. Но пусть пробует – все лучше, если он немного отдохнет.
Блонди хватило надолго. Но когда он остановился, крыса понял, что неожиданное заболевание элиты перешло во вторую фазу.
- Что с тобой?
- Затрудняюсь сказать. Я почти не могу двигать левой рукой.
- А-а, - безразлично отвечает крыса и не слишком бережно переворачивает блонди на спину. А потом хватается за ворот плаща и тащит блонди за собой. Двигаясь вперед спиной и размеренно выдыхая воздух, и эти страшные сиплые звуки опять становятся единственной надеждой на чудо.
Они уже совсем рядом. Крыса чувствует «колодец» спинным мозгом. Это ощущение никак не объясняется, и спроси охотника в его нормальном здравом состоянии, откуда он знает – только плечами пожмет и посоветует не е**** ему мозги. Сейчас он и в сам вопрос не врубится: невыносимое изматывающее напряжение последних восьми часов давно превысило планку физических и умственных сил монгрела. Но, видно, есть что-то еще в запасе у человеческих детей, потому что он все еще жив, потому что он все еще куда-то идет, и все еще тащит своего обездвиженного путника, давно потеряв мотив и причины, по которым взвалил на себя эту ношу.
Порыв ветра неожиданно сваливает на голову кучу песка, крыса съеживается, пережидая его, потом коротко встряхивается, вцепляется в ворот плаща блонди и рывком с коротким «хек» передвигает груз. Вдох-выдох, отступить назад, вдохнуть глубоко, готовя мышцы к напряжению – короткое «хек», и еще один шаг сделан. Вдох-выдох, и дальше.
Зачем? Ну, зачем? – Надо.
Если смотреть на человека в каком-нибудь из метафизических планов, то в начале пути его сознание вмещает множество замыслов, задач, целей, связей, соображений и вариантов. Он помнит так много о том, что надо сделать и что не надо, по каким причинам то или иное действие будет рациональным, а какое станет ненужным, в чем он нуждается сию минуту, а что потребуется через полгода. Многоцветное и сложное богатство поводов, причин, стремлений, воспоминаний, где каждая мотивация многослойна и не проста, где каждый кусочек памяти завернут в длинные цепочки выводов, результатов и прогнозов.
Игра ума, фантомы прошлого и будущего, свободный полет фантазии. Когда человек сталкивается с трудностями, первыми гибнут самые изысканные из них, самые легкие, созданные на основе мимолетных впечатлений и неверной информации. И чем труднее путь человека, чем больше стоит он на грани противостояния со стихией, с судьбой и даже с самим собой, тем быстрее отшелушивается ворох ложных построений, сникает важность условных, искусственных ограничений и правил. И человек остается чистым, пронзительно чистым, полным собой и бесконечно пустым, жадно вбирающим открывшиеся краски мира своей обнаженной сутью. И в этот момент он – человек, и в самой полной мере исполняет свое предназначение.
Но иногда рок человека на этом не останавливается, и испытания растут, превышая в несколько раз положенные разумному существу пределы. И тогда кто-то гибнет, кто-то теряет рассудок, кто-то лишается человеческого обличья, но кто-то... кто-то все это выдерживает, не жалуясь, превращаясь в ту самую человеческую сталь, из которой куют победы и славу. Но за это нужно заплатить свою цену.
Уменьшаясь и упрощаясь, мотивы и цели словно сплющиваются под давлением, становясь простейшей задачей, которую только и может выполнить уставшее тело. Превращаясь в ближайшую, простую цель, которую только и способен удерживать измученный мозг. И ничего более. Вдох-выдох. Рывок. Шаг. Вдох-выдох, рывок, шаг. И так столько, сколько надо. Мышцы уже не болят, усталость и напряжение перешли некий критический порог, и монгрел перестал обращать внимание на боль. Он просто должен это сделать. Он скорее сдохнет, в реальном, а не художественно-преувеличенном смысле, но он не прекратит делать то, что делает.
Последние сотни метров этого страшного пути не слишком хорошо помнит блонди и совсем не помнит монгрел. Отдых между рывками становится все дольше, расстояние, на которое он может подвинуть тяжелое тело элиты - все меньше. В какой-то момент крыса, обессилев, опускается на песок, прижимаясь головой к его плечу, и блонди кажется, что человек плачет. В какой-то момент блонди приходит к выводу, что никакого «колодца» нет, а это всего лишь такая человеческая попытка поддержать в нем и в себе надежду на спасение. В какой-то момент он слышит, что полукровка что-то говорит под своим респиратором. Конечно, ничего не слышно, и за какой такой надобностью блонди решает снять с него прибор, чтобы услышать, о чем бормочет загнанный до предела человек, элита никогда не сможет сказать. Но зачем-то он сдвинул край прибора, чтобы услышать.
- Давай, сука. Ну, давай же! Давай, дерьмо монгрельское! Давай!!!
И когда крыса дергает его за плечи, протаскивая следующие 50 сантиметров, блонди понимает, что ругань относится не к нему. Что монгрел костерит себя, на чем свет стоит, чтобы собраться с духом для следующего движения. И тогда, среди этого кошмарного полубредового действа, посреди песков и холода северного ветра, элита вдруг решает, что его спутнику не нужны никакие мотивы, причины и оправдания – он сам выбирает, какой дорогой идти. Даже если это дорога к смерти.
Даже если это – дорога домой.
При следующем движении назад монгрел упирается во что-то ногами, оглядывается и выясняет, что его спинной мозг вывел их к «колодцу» в буквальном смысле слова, и что со стопроцентной уверенностью можно сказать, что не упрись крыса в него спиной – прополз бы мимо. По-видимому, в этом и кроется истинная разгадка таинственных исчезновений источника.
Соображения эти, впрочем, мелькают где-то на самом краю сознания, а сам монгрел прижимается к заледеневшему на ветру камню всем телом, обнимает руками, как родного, и трясется от судорожного истеричного смеха пополам со всхлипами и коротким воем, который заменяет ему молитвы в совсем уж тяжелые времена. Дошли. Сюда мы дошли.
Чуть успокоившись, крыса опять хватает блонди за ворот и тянет за собой вокруг камня. На самом деле это – видимая над песчаной поверхностью часть скалы, и чтобы попасть в «колодец», надо ее обогнуть и спуститься в пещеру. «Колодец» называют колодцем не за наличие воды в глубине, а за его строение. Он представляет собой грот, высотой в пятнадцать метров, где с потолка свисают приличествующие случаю сталактиты, а со дна, частично затопленного подземным озерцом, подымаются сталагмиты. Взаимная бесконечная игра воды и камня создала на протяжении тысячелетий изумительные по красоте и гармонии колонны и арки, заплела узорчатым кружевом известковых осадков ниши и впадины, выложила сияющими кристаллами дно озера и жемчужные выпуклости нерукотворных чаш, вода из которых переливается по очереди, пока не достигает озера, создавая восхитительной прелести капельный водопад.
Это удивительное место спрятано от человеческих глаз и рук слоем коренной породы, надежно укрывающей ряд подземных пещер, и попасть в него можно, только отыскав малозаметное отверстие, обозначенное как раз тем скальным выступом, который заставил крысу разрыдаться от счастья. Это удивительное место не стало жертвой геологических разведок, туристического бизнеса или контрабандистов. Частично это объясняется отсутствием полезных ископаемых в его глубине, а частично тем, что полукровка не успел рассказать элите.
Монгрел разыскивает веревку в своих многочисленных карманах. Ищет долго, потому что у него трясутся руки, и он никак не может запомнить, в каком месте плаща он смотрел, а в каком нет. Наконец находит и обвязывает вокруг валуна – спустить вниз блонди без помощи этого простейшего устройства нет никакой возможности.
- Надо спуститься вниз, - объясняет он блонди, хотя последний в этом, конечно, не нуждается. Элита согласно кивает головой, по мере возможности помогая монгрелу поместить свое обездвиженное тело в довольно узкий лаз. К счастью, лаз не вертикальный, он образует собой нечто вроде узкой трубы, изгибающейся под сорок пять градусов. Чем дальше, тем круче угол изгиба, но этот небольшой переход облегчает спуск в пещеру, а заодно и создает «карман» для задержки песка.
Сказать об этом блонди крыса забывает. Обвязав туловище мужчины полимерным тросом, он упирается ногами в камень и начинает потихоньку отпускать веревку. И сначала, пока блонди преодолевает «коридор», это не кажется тяжелым делом, но потом, когда элита оказывается внутри «колодца», бесценный груз вновь целиком ложится на плечи монгрела.
Трос режет перчатки, пытаясь заодно переполовинить и ладони. Крыса, матерясь, покрепче упирается, стараясь сильнее откинуться назад. Блядь. Боль в руках оказывается такой сильной, что он не в силах дышать. Стискивает зубы, коротко выдыхая, когда отпускает веревку, и беззвучно кроет себя черным матом, умоляя кого-то неизвестного дать ему силы выдержать. Ведь совсем немного осталось, ведь совсем чуть-чуть!
Когда он чувствует, как ослабевает натяжение веревки, он не успевает выпрямиться – валится на спину и лежит неподвижно под тоскливое завывание ветра. Положенного облегчения он не чувствует: еще самому спускаться надо. И для измученного ослабленного мужчины это совсем не легкая задача: спускаться вниз по веревке более пятнадцати метров, даже с помощью карабинов.
Когда он, наконец, оказывается внизу, блонди, который сидит, опираясь спиной на снежно-белую колонну сталагмита, замечает:
- Здесь нет хозяина, потому что вода радиоактивная.
- Ага.
(с) Винни-пух
Я действительно попросила Автора не выкладывать пока текст на кусабитон, потому что, как я писала Винни, всерьез опасаюсь, что с моим графиком и вот такой - отрывочной - работой над текстом я могла чего-то пропустить или накосячить; а сколько - при нынешней загрузке - мне понадобится, чтоб быть до конца уверенной в вычитке текста, я даже думать боюсь =_=.
Что до затягивания - это были сомнения Автора. Мне - не как бете, а как читателю, жаль выбросить из текста хоть что-нибудь. С другой же стороны - очень хочется, чтоб этот кусок был сильным эмоционально, чему, как правило, "много букв" только мешает.
Потому - если у кого будет время откомментировать возможные косяки беты, и высказаться по поводу цельности текста, буду очень благодарна)
Ошибок и проч. не заметила. Не до того было. Настолько образный текст, что, пока читала, выпала из реальности.
Спасибо!
Винни-пух, СПАСИБО!
Но ведь это не финал, да?
Что до "косяков", могу выложить немного того, что лично для меня выглядит "косяками".
1) "но и в принципе любых, пытающихся установить с ним контакт, людей"
Перед "людей" - лишняя запятая (причастный оборот перед существительным запятыми не выделяется, если только не обособленный).
2) "Упомянутые «помощники» основой своего процветания или даже жизни считают пребывание на посту Первого Консула его, и никого другого,, так что вынуждены будут оказать ему любую требуемую помощь".
Опечатка: лишняя запятая перед "так что".
3) "Ночью срывается буря и их засыпает почти сразу".
Нужна запятая перед "и": союз соединяет два простых предложения в сложносочинённое.
4) "То, что почти весь путь было гарантом выживания, стало главной преградой на пути к жизни".
ИМХО, лучше сказать "гарантией выживания"; "гарант" - это что-то активное: человек, организация...
"ГАРАНТ, -а, м. Юр. Государство, учреждение или лицо, дающее гарантию в чем-л."
"ГАРАНТИЯ, -и, ж. Ручательство, порука в чем-л. Часы с гарантией. // Условие, обеспечивающее успех чего-л. Просвет на западе и движение туч к юго-востоку служили гарантией, что погода разгуляется. Арсеньев, Дерсу Узала".(МАС - Малый академич. словарь русск. языка).
5) "И снова падает из-за подвернувшейся ноги.) Ни на что не наступал, просто ноги его больше не держат".
Ещё одна очепятка!
6) ... начинает одной рукой шарить по карманам плаща крысы, намереваясь отыскать его тестер и ключ-отвертку, и посматривая одним глазом на все более провисающую «крышу».
Мне кажется, что запятая перед "посматривая" - лишняя (однородные члены предложения, соединённые через "и").
7) "Блонди прикладывает респиратор к своему лицу. Наблюдая, как монгрел быстро находит инструменты, которые он неудачно пытался обнаружить, и несколько раз зачем-то хорошенько встряхивает прибор".
Я бы поставила запятую перед деепричастием (деепричастие всегда относится к подлежащему, а у Вас во втором предложении деепричастный оборот повисает в воздухе). И вообще фраза тяжеловата. И, по-моему, не сразу понятно, кто встряхивает респиратор (логически-то ясно, кто
Я бы её слегка переделала, например, так: "Блонди прикладывает респиратор к своему лицу, наблюдая, как монгрел быстро находит инструменты, которые ему самому обнаружить не удалось, и как потом "крыса" несколько раз зачем-то хорошенько встряхивает прибор".
8) И ещё одно предложение, которое мне лично кажется слишком "тяжеловесным":
"Какое-то время назад, которое монгрел не может назвать, а блонди назвать может, но почему-то никак не может встроить эту координату во внутренний метроном, крыса объявил, что на их дальнейшем пути, согласно сведениям многочисленных его предшественников, никаких магнитных аномалий больше быть не должно, так что можно пользоваться компасом".
Я бы эту фразу ещё как-нибудь "покрутила". Три раза "может" и дважды "назвать" воспринимаются на слух не очень; а "какое-то время назад он объявил, что..." - вообще не очень грамотно.
Вот что-нибудь вроде этого:
"Сколько-то времени тому назад (сколько - монгрел не помнит, а блонди помнит и в состоянии определить это время, но почему-то никак не может встроить эту координату в свой внутренний метроном) крыса объявил, что на их дальнейшем пути, согласно сведениям многочисленных его предшественников, никаких магнитных аномалий больше быть не должно, так что можно пользоваться компасом".
(Увы, этот вариант тоже, конечно, не идеал.)
Если честно, "координата в метрономе" мне также не слишком нравится. Ясно, что метафора, но всё же, если исходить из прямого значения слова "координаты", словосочетание смотрится странно.
(Я понимаю, что такое "авторский стиль"; не обижайтесь, пожалуйста!
В принципе, при чтении я ещё за что-то цеплялась глазом, но сразу это не отметила и теперь уже не помню.
Только пожалуйста, не воспринимайте мои замечания как "страшную критику"!
Хотя я его читаю скорее как ориджинал, потому что Ваш Рики чаще всего совпадает с моим представлением о Рики из анимэ, а вот Ясон - никак (меня особенно этот "андрогин" страшно напрягает, но это - мои личные тараканы).
И я присоединяюсь к вопросу Zainka-Gwena: неужели это финал?
У Вас же фик с частично детективной интригой, а в сюжете слишком много линий остаётся просто оборванными, если это уже конец. (((
Ведь хотелось бы узнать побольше о заговоре против Ясона: о том, каким боком тут военные базы, какая часть элиты в этом замешана, о роли Юпитер, о том, не причастны ли внешники-федералы и т.п.
Да и вообще... Душа жаждет большей определённости!
Винни, если можно, объясните про грот с подземным радиоактивным озером, которое то лечебное, то смертельное. Вы радон имели в виду? А опасно, потому что там концентрация радиации не одинакова? Или что? (Я в этом совсем не разбираюсь.)
Ещё раз СПАСИБО автору за фик! ))) И в любом случае, что делать с моими замечаниями, решать, разумеется автору и бете.
Спасибо огромное. Великолепно.
Очень, очень нравится. По- моему "Дорога" лучшая ваша вещь.
Надеюсь это еще не конец?
Софья, нужна там запятая.
Это он-лайн справочник по орфографии и пунктуации Розенталя, один из лучших наших учебников; я по этой книжке готовилась, когда на филфак МГУ поступала. )))
Далее, в п.2 вы увидели две запятые - очвидная "очепятка", а «помощники» пропустили. помоШники.
Не-не, только "помощники", от слова помощь! Возьмите в руки любой словарь (Ожегова, Ушакова, МАС или БАС), сами увидите. )))
В первом пункте и есть тот самый обособленный дееперичастный оборот.
Это про "пытающихся" ? Тут причастие, а не деепричастный оборот.
Вот тут про формы причастий и деепричастий: booference.pochta.ru/styli_xl.html#sect174
А тут про обособленные и необособленные причастные обороты: booference.pochta.ru/styli_xlviii.html#sect211....
Если интересно, можно посмотреть. )))
И я тоже считаю, что Дорога - лучшая вещь у Винни-пух. Она мне очень нравится. Фик вышел чрезвычайно продуманным, а герои совершенно живые.
Спасибо Вам, Винни!
По поводу запятых лишних и не очень - очепятки все мои, это я там предложения пыталась преобразовать и в результате накосячила. Люди. Ваши споры о синтаксисе, честно говоря для меня, как разговоры на немецком: отдельные слова я знаю, а все остальное остается за пределами моего понимания. Я понимаю. что стыдно не знать родной язык, но увы и ах, к языкам таланту нету, а учить по жизни другое приходится.
Огромное спасибо за все отзывы, тем более за внимание с которым Вы относитесь к моему фику, это просто потрясающе. Конвалия, Zainka-Gwena, нет конечно, это еще не конец. там еще около 20 страниц. ReNne, все упомянутые Вами сюжетные линии выведены исключительно в качестве фона и развивать их я не буду. Не все ружья стреляют в конце пьесы, некоторые так и остаются элементом декора. С самого начала я видела эту историю только как историю отношений, меня интересовала исключительно эмоцональная сторона и только эту линию я пытаюсь привести к завершению. Продолжения не будет, развития интриги не предвидется.
По поводу грота с озером: если в воде растворены соли радиоактивных металлов ( не газ!) в приемлимой концентрации, конечно, то такая вода способствует быстрому восстановлению сил, ускоряет обмен веществ, проще говоря. Описать толком механизм образование мне не позволяет. Постоянно потреблять такую воду ( а речь идет именно о питье, не о жизни на берегу источника) нельзя: радиоактивные металлы - не та вещь, которая быстро выводится из организма.
Joy, моя тоже самая любимая. Я уже писала, что не хотела ее заканчивать: реально не могла усесться за комп и добить два последних фрагмента. Так жалко.
Софья, я не хотела выставлять на дневнике и этот кусочек, именно по той причине, что все, кто интересуются этой вещью благополучно прочтут ее здесь вместе со всеми ошибками и опечатками и смысла в редакции уже просто не будет. Вы извините, но наверное, Вам придется подождать, пока Страж выставит "Дорогу" на сайт. Спасибо за отзыв и за терпение, с которым Вы ждете продолжения.
YES!!!!
а вообще, я тут из-за фика и надежды на его полную версию. как и все мы. поэтому предлагаю свернуть умные разговоры (которые сама же и завела!) и потеребить Винни на предмет выкладывания оной. Автор! пожжалста! внемлите!!!! Софья
Набираюсь терпения, чтобы ждать.
С самого начала я видела эту историю только как историю отношений, меня интересовала исключительно эмоцональная сторона и только эту линию я пытаюсь привести к завершению. Продолжения не будет, развития интриги не предвидется.
Я уже догадалась. Судя по Вашему любимому пейрингу, это и так понятно. Хотя немного жаль. Зато будет много простора любителям додумывать свои варианты.
Я понимаю. что стыдно не знать родной язык, но увы и ах, к языкам таланту нету, а учить по жизни другое приходится.
С языком у Вас всё в порядке! Фики - тому доказательство. ))) Некоторые косяки вполне устранимы, а всё остальное - работа корректора. Ваша бета с ней прекрасно справляется.
Спасибо за объяснение про озеро!
Небольшая опечатка:
У блонди есть одна почти целая емкость, а вот вторая была безнадежно раздавленО во время встречи с гравипланом.
раздавленА
Причем потеряна была не только вода, но и сама фляжка.
Почему-то мне на язык просится не "потеряна", а "утрачена".
Фик восхитителен, причем и как фанфик, и как оридж. Это дыхание пустыни завораживает... Заглядываю в кусабитон в поисках продолжения почти каждый день.
жена Великой Мышы
ReNne, да всегда пожалуйста.
"С языком у Вас всё в порядке!" Угум, у меня только правильнописание хромает. Оно хорошее, но почему-то хромает.
Великая Мышъ, спасибо. Вот поисправляю все, что понаходили и выставлю.
Joy, философское отношение полезно не только по отношению к концу. но и к началу и даже к середине. Что-то у меня перестали получаться ХE, то в мистику тянет, то в еще куда-то. Нет чтобы подарить героям простое человеческое счастье.
Облизываюсь от предвкушения
у меня только правильнописание хромает. Оно хорошее, но почему-то хромает.
Зато с воображением и талантом превращать собственные фантазии в интереснейшие произведения все в порядке, а это самое главное.
Очень жду продолжения.
Зато с воображением и талантом превращать собственные фантазии в интереснейшие произведения все в порядке, а это самое главное.
+1000!
Язык - это не только и не столько правильнописание. Это прежде всего умение выражать свои мысли и чувства.
Речь - первична!
за ссылки и сноски спасибо.самой всегда искать лениво. а тут прямо на блюдечке
Софья, не за что! Мне не трудно, я знаю, где искать.
Винни-пух, а не просветите, когда можно надеяться на появление этих 20 страниц? Хотя бы приблизительно?