На самом деле плохой конец и счастливый конец мало чем отличаются друг от друга - это зависит от времени остановки. И всегда существуют вместе. Я имею в виду, что человек стремится к смерти как с состоянию покоя - это нормально. И стремится к выживанию ради размножения - тоже нормально, потому что выживание популяции важнее выживания индивидуума. Поэтому это разделение, на ХЭ и не очень, чистой воды условность.
Все герои умерли. Но читатель -то жив. Значит ХЭ.
Все герои умерли. но дело их живет. Значит ХЭ.
Все герои умерли, но солнце светит, деревья плодоносят, и даже если состоялась ядерная война - все восстановится со временем. Жизнь - штука склонная к победам.
Герои выжили и остались в страшных условиях - есть все предпосылки к дальнейшим телодвижениям. ХЭ.
Герои выжили, но возненавидели друг друга или расстались навсегда - значит есть повод начать все заново.Э.
Герои выжили, победили страшную опасность и в результате оказались во власти еще более чудовищной опасности - есть куда драться дальше. ХЭ.
В общем не ХЭ изобразить трудно. Я считаю, что можно, но только для одного-единственного конкретного персонажа. Потому что это самое не ХЭ существует только внутри одной-единственной конкретной головы. Для всех прочих это его конкретно не ХЭ будет выглядеть сомнительным: от "тебе надо трахнуться/влюбиться/сходить к психиатру", до "с жиру бесится".
Все герои умерли. Но читатель -то жив. Значит ХЭ.
Все герои умерли. но дело их живет. Значит ХЭ.
Все герои умерли, но солнце светит, деревья плодоносят, и даже если состоялась ядерная война - все восстановится со временем. Жизнь - штука склонная к победам.
Герои выжили и остались в страшных условиях - есть все предпосылки к дальнейшим телодвижениям. ХЭ.
Герои выжили, но возненавидели друг друга или расстались навсегда - значит есть повод начать все заново.Э.
Герои выжили, победили страшную опасность и в результате оказались во власти еще более чудовищной опасности - есть куда драться дальше. ХЭ.
В общем не ХЭ изобразить трудно. Я считаю, что можно, но только для одного-единственного конкретного персонажа. Потому что это самое не ХЭ существует только внутри одной-единственной конкретной головы. Для всех прочих это его конкретно не ХЭ будет выглядеть сомнительным: от "тебе надо трахнуться/влюбиться/сходить к психиатру", до "с жиру бесится".
Если говорить просто о хорошем конце, то тут дело субъективное. Как у любой оценочной категории. И все будет зависеть от того, с кем идентифицировался читатель, кому он сочувствовал и чего он хотел.
Такой степени развития позитивного мышления, при которой "жив остался, солнце светит - уже хорошо", мало кто достигает
"жили они долго и счастливо" - и как долго? Десять лет? Двадцать? Бессмертные?
А для вас лично, что значит хороший конец?
и как долго? Неважно. При хэппи-энде читатель/зритель остается в неведении относительно этого факта.
Для меня хороший конец зависит от оочень многих факторов. В первую очередь, от начала (исходной позиции). От характеров персонажей, от того, как я вижу взаимоотношения между ними и миром, от того, что могло им угрожать. И естественно, от моей собственной системы ценностей.
Например, герои умерли, но дело их живет. - для меня лично скорее хороший конец. Печальный, но хороший.
Герои выжили и остались в страшных условиях - зависит от того, есть ли реальная надежда на исправление этого. Не гипотетическая, а именно реальная.
Герои выжили, но возненавидели друг друга или расстались навсегда - зависит от того, какими были взаимоотношения героев и какую роль эти взаимоотношения играли в сюжете, значимость их.
Три коротенькие истории.
Сидел маленький бездомный котенок с перебитой лапкой под дождей. Кинулся под ноги прохожему. Тот отшвырнул его, котенок ударился о стену и мгновенно умер. ХЭ? Ведь иначе еще долго бы страдал и умирал бы медленно и мучительно.
Сидел маленький бездомный котенок с перебитой лапкой под дождей. Кинулся под ноги прохожему. Тот отнес его под крыльцо, в сухое место, накормил и ушел. ХЭ? Сейчас котенку легче, есть шанс, что поправиться и выживет, несмотря ни на что.
Сидел маленький бездомный котенок с перебитой лапкой под дождей. Кинулся под ноги прохожему. Тот взял его на руки, отнес домой, накормил. Свозил к ветеринару, вылечил и оставил у себя жить. И котенок вырос и прожил долгую и счастливую жизнь. И умер в возрасте 20 лет. ХЭ?
История про котенка могла закончиться любым вариантом. Так каждый ли из них равнозначный ХЭ?
можно считать хорошим концом исходя из соображения, что выживание популяции важнее выживания конкретного героя Не совсем. Для меня он хороший, исходя из соображения, что это дело для героя было очень важным. Частью его жизни, частью его личности было. Дело-то разное бывает, будет оно касаться выживания популяции или постройки и запуска в космос статуи Рауля Ама в натуральную величину из чистого дуридия...
камка, "вовсе не счастливая семейная жизнь, а долгожданный развод." -
"или постройки и запуска в космос статуи Рауля Ама в натуральную величину из чистого дуридия..." - понятно, что разное. но вот честно, если ради последнего варианта герой будет жертвовать собой или своими близкими как честный самурай - я этого не пойму.
"А если и для людей, чем не классический ХЭ "Барышня-крестьянка"? Или "Капитанская дочь" конкретно для Маши." - а чем не ХЭ?
камка, "Хотя герой, посвятивший жизнь именно такой цели, вряд ли сильно впечатлит, ага )))" - а почему? Потому что цель лично вас не трогает? Или потому что не имеет пользы? Или еще почему?
Я же и говорю - пример классического ХЭ. А вот, если бы Гринева все-таки сослали и Маша осталась жить с его родителями приживалкой. Кусок хлеба есть, крыша над головой тоже. Как для бесприданницы и сироты просто счастье. Или даже смогла выйти за кого-то замуж, чтобы на шее у чужих людей не сидеть. Это ХЭ? Для Маши было бы хорошо, потому что бы могло быть гораздо хуже. Но и лучше бы могло быть точно ( как и случилось). ХЭ - это самый лучший вариант из возможных для героя. Не просто хорошая развязка, или открытый финал, или принцип "хорошо, что хоть так отделались". Лучший, самый лучший. Есть люди несчастные, есть просто люди, а есть счастливые люди. Когда они утром просыпаются и радуются всему. Их мало, но они есть. Так и ХЭ.
Естественно, с учетом мира и сюжета произведения, а также характера, потребностей и даже поступков персонажа (с точки зрения, "заслужил" ли он именно такой финал).
И да, конечно, этот лучший вариант, как и градация остальных вариантов от лучшего к худшему могут быть разными у разных людей.
Каждый пишет, что он слышит(с), в общем-то. И читает-воспринимает - точно так же)
"ХЭ - это самый лучший вариант из возможных для героя. " - ага. Значит для вас ХЭ имет именно такой вид. Без вариантов?
Для меня "ХЭ" и просто "хороший конец" отличаются, похоже. ХЭ - это фиксация счастливого момента. Злой колдун повержен, принцесса спасена и смотрит влюбленными глазами на героя. Все счастливы. На этом стоп. ХЭ.
Хороший конец предполагает дальнейшую жизнь с множеством вариаций.
читать дальше
Ведь, в принципе - дать свободу читателю додумать, что было дальше, или остановиться на точке финала, не додумывая, если читателя все устраивает - это тоже ХЭ. Насколько полный - ну опять же, у каждого будет по-своему)
Если взять тот же АнК, то канонный Дана-Бан ощущается как хороший конец, если сравнить с фиками, где оба живы, но Рики осознал свою петскую сущность, смирился и стал образцовым послушным петом для Ясона-хозяина.
" А если это просто контрабанда дуридия?" - не ну тут вообще солидный, понятный мотив - люди деньги делают (Кире надо подкинуть, она криминальный блондятник уважает).
"ХЭ - это фиксация счастливого момента" - ага, значит вот она вторая характеристика ХЭ.
"Если взять тот же АнК, то канонный Дана-Бан ощущается как хороший конец, если сравнить с фиками, где оба живы, но Рики осознал свою петскую сущность, смирился и стал образцовым послушным петом для Ясона-хозяина." - бе-е-е... хотя некоторые и такую гадость делают убедительной. Бррр...
lynxie, "персонажи вместе, счастливы и, судя по всему, собираются еще долго и успешно строить светлое будущее на планете Скарр. " - стоп-кадр. То есть ты согласна с Камкой на счет фиксации счастливого момента? Остановись мгновенье - ты прекрасно. Отсюда: люди, пищущие ХЭ - успешные конкуренты Мефистофеля?
"Герои счастливы, значит ХЭ отработан" - svetlost, а как на счет упомянутого Камкой варианта, когда Рики счастливо становится петом?
ХЭ бывает и в жизни, к сожалению не всегда. Кто-то выздоравливает, а кто-то нет. (( Кому-то везет, а кому-то нет. Но нельзя же это равнять в жизни. И с этим не поспоришь. Тогда почему это равнять в книгах, ведь они отражают те же чувства и эмоции, что и в жизни.
"персонажи вместе, счастливы и, судя по всему, собираются еще долго и успешно строить светлое будущее на планете Скарр. " - стоп-кадр. То есть ты согласна с Камкой на счет фиксации счастливого момента?
Ну я в данном случае больше говорила о смысле, который доносит до читателя финал.
Фиксация какого-либо значимого (или эмоционально насыщенного) момента либо, напротив, почти-будничное описание одного дня персонажа, либо видения ситуации другим персонажем, либо... ну не знаю, обзор ситуации на планете, да и куча всяких разных вариантов - это форма. Форма тоже может быть разной и более или менее уместной в том или ином случае или жанре.
Но и - разные формы вполне могут нести приблизительно один и тот же смысл, а то)
К слову:
Если взять тот же АнК, то канонный Дана-Бан ощущается как хороший конец, если сравнить с фиками, где оба живы, но Рики осознал свою петскую сущность, смирился и стал образцовым послушным петом для Ясона-хозяина.
Угу, соглашусь
Скажу даже больше: в одной из бесед я канонный финал именно так и называла "лучший вариант из возможных". Учитывая характеры, стремления персонажей, тот мир и те обстоятельства, куда автор их "поместила".
Тут - конкретно у меня - вызывает диссонанс момент "заслужили ли персонажи такой финал". Но в этом конкретном случае - это именно та фишка, которая так цепляет, и которая (мне, опять же!) не дает воспринять финал АнК именно как ХЭ (хотя, кстати, фиксация момента счастья там ого-го еще какая! посильнее многих будет)).
lynxie, Фиксация какого-либо значимого (или эмоционально насыщенного) момента либо, напротив, почти-будничное описание одного дня персонажа А тут любой вариант возможен. Не обязательно фиксация прямо в тот момент, когда колдун повержен, принцесса только что спасена, может быть и "прошло 10 лет" - принцесса нянчит новорожденного пятого ребенка, герой нежно ей улыбается. Все счастливы. Стоп. Основной смысл ХЭ для меня - мы оставляем героев в тот момент, когда они счастливы. Читатель остается с надеждой, что вот так у них всё дальше, в будущем, и будет.
Потому финал АнК как ХЭ воспринимать не могу - будущего нет, надежды нет. Одной фиксации мало. А как хороший конец - вполне. Именно из соображений "могло быть хуже".
А тут любой вариант возможен. Не обязательно фиксация прямо в тот момент
Ну, Винни говорила о стоп-кадре, потому я в этом русле и...))
Потому финал АнК как ХЭ воспринимать не могу - будущего нет, надежды нет.
А вот это, кстати - да. Собственно, перекликается с моим "заслужили ли персонажи такой финал", только сформулировано четче)
/винни-пух/,
Кстати, Винни, это, пожалуй, именно то, чем мне не понравился сам-знаешь-какой вариант финала.
Будущего нет, надежды нет.
читать дальше
Но и - разные формы вполне могут нести приблизительно один и тот же смысл, а то)" - Рысь! Может я уже сплю просто, но я чегой-то ничего не понял. Завтра перечту.
lynxie, бог с ней моей вещью, я рассматриваю вообще. "А вот будущего хочется, да." - значит не просто фиксация счастливого момента. но непременно с возможностью будущего.
"Основной смысл ХЭ для меня - мы оставляем героев в тот момент, когда они счастливы. Читатель остается с надеждой, что вот так у них всё дальше, в будущем, и будет." - ага. Камка, я понял.
svetlost, если ХЭ требует кардинальной смены приоритетов и строения личности. то это уже не ХЭ. Так?
Fa Noe, Читатель - не наблюдатель, он оценщик. Судья. Так что ХЭ - это для него. Но в общем вы считаете. что ХЭ, а не просто хороший конец, предполагает живого героя.